Баня всегда имела огромное
значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться
от усталости, а то и изгнать болезнь. «Баня парит, баня правит, баня все
поправит», - говорят до сих пор. Но в то же время это было таинственное место.
Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе
становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним
силам. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается
добрым человеком. Даже банище - место, где баня стояла, - почиталось опасным, и
строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится
поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит
весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество
поверий и легенд, связанных именно с баней.
Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник,
баинник, баенник - особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка,
облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко
принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь
обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и
домовых.
Если хочется увидеть нежить в
бане, надо зайти туда ночью и, заступив одной ногою за порог, скинуть с шеи
крест и положить его под пятку.
Банник со всеми своими гостями и челядью любит попариться после двух, трех, а
то и шести смен людей, а моется он только грязной водой, стекшей с людских тел.
Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно
украсть ровно в полночь - если повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее
в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, - будешь обладать
шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьет.
Вообще в бане надо вести себя осторожно. Например, с крестом в баню не идут;
его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома. Все вообще, из чего
моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях. Пить в
бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она была чистая, - нельзя.
Если не соблюдать этих правил или появиться в бане не вовремя, баенник
накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не
убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут
думать, что просто угорел человек.
Он не любит родильниц, которых в старину выводили в баню; но их там нельзя
покидать одних. Вообще баенник не прочь злобно подшутить над женщинами, и,
заслышав хрип и храп, вой за каменкой или хохот и свист, им надо как можно
скорее бежать прочь. Если баба в бане станет браниться и посылать своих детей к
черту, баенник может содрать с нее кожу с головы до ног.
Чтобы он не проказил, не вредил в новой бане, в прежние времена приносили в дар
черную курицу. Такую курицу, не ощипывая перьев, душили (а не резали) и
закапывали под порогом.
Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба,
густо посыпанного крупной солью. Полезно также оставлять в кадушках немного
воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу - веник: баенники любят внимание и
заботу!
На ночлег банный пускает в том случае, если путник вежливо попросит у него
позволения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!» Такого прохожего банник
охраняет от всякой нечистой силы. Когда леший хотел однажды затаскать человека
в бане, банник не позволил:
«Нет, нельзя, он у меня просился!»
У банного хозяина спрашивают разрешения, когда желают истопить баню: «Банный
хозяин, дай мне баню истопить!» - и так трижды. В бане нельзя стучать или
громко говорить, иначе баенник рассердится и напугает.
Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить.
|